Конкурс инновационных образовательных продуктов "Образовательные инновации Невского района Санкт-Петербурга"

Название продукта:Комплект документов «ИСТОРИЯ ПРИХОДИТ В ГОСТИ» на основе технологии музейной педагогики и опыта работы мини-музея «Русское подворье» (далее – Комплект документов, Комплект) ГБДОУ детский сад №35 Невского района Санкт-Петербурга

Ссылка на продукт: Комплект документов «ИСТОРИЯ ПРИХОДИТ В ГОСТИ» на основе технологии музейной педагогики и опыта работы мини-музея «Русское подворье» (далее – Комплект документов, Комплект) ГБДОУ детский сад №35 Невского района Санкт-ПетербургаКомплект методического пособия и электронного ресурса "Диалог с семьей"

Авторский коллектив продукта:
Архипова Елена Алексеевна - заведующий ГБДОУ детский сад №35 Невского района
Дмитриева Олеся Сергеевна - воспитатель, педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад №35 Невского района
Долматова Людмила Алексеевна - старший воспитатель, научный консультант по инновационной деятельности  ГБДОУ детский сад №35 Невского района

Общее описание

ИОП направлен на обогащение образовательной и воспитательной деятельности новыми формами работы с детьми и родителями в ходе приобщения к историческим истокам народной культуры и традиций России, расширение предметно-пространственной среды в ДОУ для совершенствования условий формирования основ гражданско-патриотического мировоззрения и духовности у дошкольников, активизации их творческих способностей. Ключевой элемент Комплекта – Дополнительная воспитательная общеразвивающая программа историко-краеведческой и этнографической направленности «ИСТОРИЯ ПРИХОДИТ В ГОСТИ» (на примере работы мини-музея «Русское подворье» в ДОУ) которую  сопровождают электронные приложения в формате текстовых документов и презентаций. Они отражают различные аспекты: от организации до оценивания детальности.

Инновационность ИОП – в практике применения основ музейной педагогики и принципов наглядности, предметности и интерактивности. Они отражают важность учета особенностей восприятия дошкольников. Процесс познания которых, осуществляется в логике: восприятие (увидел, услышал) – понимание (посмотрел, потрогал, поиграл) – осмысливание (изучил, осознал) – закрепление (усвоил как существенное и важное) – применение (пробуждение творческой активности). Именно такой познавательно-игровой алгоритм, является предпочтительным в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Комплект позволяет раскрывать ценностные основы истории России для приобщения детей к богатейшему опыту предыдущих поколений, развивая знания и навыки детей в ситуациях, приближенных к реальным из жизни за счет использования потенциала мини-музея и приемов технологии музейной педагогики.

Современный ребенок, в силу масштабной цифровизации сегодняшней жизни (электронные медийные средства, мульт-развлечения, медиа-игры и т.д.), постоянно получает отдельные и изолированные части информации – у него возникают сложности с их интерпретацией и усвоением, так как он переживает как реальное то, что вовсе не является реальностью. В условиях мини-музея, дошкольник может видеть предмет, который на ощупь «открывает» ему свои свойства в виде ощущений или, например, запаха. Эмоционально-положительный отклик на пребывание в открытом, тактильно-интерактивном пространстве мини-музея, без застекленных витрин, дополняется для детей возможностью с каждым экспонатом познакомиться поближе: взять в руки, рассмотреть старинную утварь, самостоятельно набрать воды в колодце, а при желании – слепить глиняного петушка.

Экспозицию мини-музея объединяет общий сюжет, где каждый экспонат занимает своё конкретное место (по смыслу, логике темы, значимости, целесообразности, художественно-эстетическому восприятию и т.д.).

Поэтому, одними из ключевыми принципами в организации работы по Программе являются: научность и предметно-практический в отражении истории и культуры России.

Программа способствует решению разнообразных вопросов благодаря возможности применения игрового взаимодействия, разучиванию потешек по теме музейной встречи, изо-деятельности, конструирования, представления домашних заданий, сочинения сказок и др. Она обладает потенциалом вариативности (может быть использована как в дополнительном образовании, так и в обычных условиях работы воспитателя в группе), способствует комплексности, системности и практической погруженности в решении задач обучения, развития и воспитания дошкольников. Кроме того, в приложениях отражены формы работы с родителями и педагогами в рамках реализации Программы.

Глоссарий (из 22 понятий представлен в Программе), основные из них:

  1. Воспитание (в широком педагогическом смысле смысле) – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
  2. Выставка – временное, публичное представление исторических или художественных ценностей, достижений в какой-либо области жизни, например, культуры, науки или истории.
  3. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей. (Первым использовал такой подход польский психолог Ф. Званецкий в 1918 г.).
  4. Музей – это организация, цель которой ознакомление населения с историческим и культурным наследием.
  5. Подворье – это (в широком смысле) означает чей-либо дом с относящимися к нему постройками (усадьба). В узком смысле: дом в городе с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, постоянно проживающему в другом месте, и служащий для временных остановок, хранения товаров.
  6. Традиции – исторически сложившиеся и закрепившиеся (укоренившиеся) обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п., передаваемые из поколения в поколение путем преданий, устной или литературной передачи (напр. идеи, знания, взгляды, образ действий, вкуса).
  7. Экскурсия – это организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью (Словаре русского языка, 1988).
  8. Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке (от лат. exponatus – выставленный напоказ). Их, как правило, сопровождают пояснительными надписями на соответствующих табличках или этикетках (этикетаж).

Необходимое ресурсное обеспечение при применении ИОП

В реализации программы заняты заинтересованные педагоги, руководитель музейного направления в ДОУ.

Кроме того, необходимо наличие помещения с качественным освещением в дневное и вечернее время в соответствии с нормами СанПин 2.4.4.1251-03. А также пространство для экспозиций мини-музея; возможности установить скамьи (минимум 2 шт) или стульчики; книжная (-ые) полки; напольные тумбы (минимум 2шт);  демонстрационную доску (мольберт); наличие  магнитофона; оборудование для размещения картотек.

Рекомендуется при проектировании расположения музейного пространства, учитывать помещения рядом: кабинет дополнительных услуг, музыкальный зал, спорт зал и др.. Их оснащение всем необходимым – дополнительные возможности для творческого самовыражения детей в ИЗО деятельности, а, например, музыкальный или спортзал можно использовать как пространство для игр, праздников, развлечений, в которых будут востребованы атрибуты и экспонаты музея.

Технология внедрения инновационного образовательного продукта

Что?

Комплект документов, позволяющий организовать и продуктивно использовать опыт работы мини-музея и основы инновационной технологии музейной педагогики. В структуру входит: программа с комплексно-тематическим планированием работы с детьми от 3-х до 7-ми лет, технологические карты экскурсий, методические разработки занятий, диагностика индивидуальных достижений детей и в целом освоения программы в логике применения технологии музейной педагогики в ДОУ и другие важные разработки в виде электронных приложений.

Для чего и как?

Комплект служит основой создания условий, позволяющих расширять образовательные и воспитательные горизонты обучающихся за счет использования предметно-чувственного восприятия действительности в контексте истории России, использования возможностей мини-музея в ДОУ на основе ведущего принципа познания окружающего мира дошкольниками: практического контакта с конкретными предметами и явлениями прошлого для непосредственного отражения в сознании детей и более прочного, системного, комплексного усвоения информации..

Для кого?

ИОП разработан для педагогов и сотрудников ДОУ с целью внедрения новых элементов в обучение и воспитание с целью расширения вариативности, результативности, практики и наглядности образования детей дошкольного возраста.

Описание эффектов достигаемых при использвании продукта

В разделе 4 Программы, как ключевого элемента ИОП, представлен перечень основных критериев и показателей для диагностики эффективности и результативности освоения программы.

Приложение 7 Комплекта содержит оценочные листы для диагностики индивидуальных достижений обучающихся и общей диагностики результативности и эффективности деятельности в целом.

Таким образом, материал может быть применен как к участникам студии, кружка или всех детей группы, так и для оценки в целом процесса, итогов и результатов реализации Программы.

Представленный материал, апробирован в деятельности Дмитриевой О.С. и её коллег. Подтверждается интересом детей и их родителей к выполняемой работе, а также наградами за распространение опыта работы мини-музея «Русское подворье».

Возможные сложности при использовании ИОП и пути их преодоления

Участники образовательного процесса
Сложности
Пути преодоления
Воспитанники
Неустойчивый интерес
- обогащать предметно-развивающую среду ДОУ;
- создавать условия для совместной поисково-творческой деятельности педагога и ребёнка.
Родители
Отсутствие заинтересованности
- сделать родителей равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным; 
- способствовать пониманию родителями целей и задач музейной педагогики;
Коллеги
Отсутствие мотивации
 - материальная составляющая;
- потребность в самосовершенствовании;
- потребность в работе.

 

Аналоговый анализ, включающий перечень материалов (продуктов), аналогичных представляемому; сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом; выводы

Аналоговый поиск в интернете показал большое количество информации по теме, разнообразие направлений в деятельности мини-музеев. Многие из них представляют интерес. Тем не менее, данная Программа, как ключевой элемент ИОП, разработана для каждого дошкольного возраста (о 3-х до 7-ми лет) является развивающим, вариативным элементом в обучающем пространстве нашего ДОУ на основе приобщения к историческим истокам культуры и быта народов России.

В программу заложено перспективное расширение тематики, в том числе, за счет трансформируемости экспозиций мини-музея, в соответствии с запросами, социокультурными трендами в образовании, интересами педагогов и детей. Значимость практической погруженности детей в ходе реализации Программы с опорой на инновационные и традиционные технологии в практике воспитания и обучения современных дошкольников цифровой эпохи – трудно переоценить.

Следовательно, важно не прерывать описанную работу, а совершенствовать и развивать её, опираясь на опыт коллег и распространяя собственный

 Презентация ИОП