Оценка качества образования на основе интеграции результатов оценочных процедур

Двухуровневая система оценки качества образовательного процесса и эффективности мониторинг на принципах SMART (ссылка)

Авторский коллектив:
Архипова Е.А. заведующий
Крундышева В.И. зам.заведующего
Долматова Л.А. научный руководитель
Харитоненкова И.А. ст.воспитатель
Залукаева М.Д. воспитатель

Нефедова И.Г. воспитатель

Учитывая уже сложившуюся практику оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций (ДОУ) на уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и локальном, для определения качества образования и эффективности мониторинга динамики развития воспитанников, в ГБДОУ № 35 Невского района Санкт-Петербурга разработана и апробирована система оценки качества и эффективности реализуемых процессов и процедур с точки зрения функционирования ГБДОУ, выполнения задач мониторинга и ценности для каждого участника.
Разработанная система опирается на логику проведения мониторинга, включает описание процедуры, инструментария, показателей, критериев и индикаторов оценивания.

 

ПРОЦЕДУРА
Включает два уровня:
  • управленческий;
  • практико-педагогический уровень самооценки педагогов на основе рефлексии
Основные принципы, на которых создана система:
  • - взаимообусловленность полученных результатов и ключевой цели мониторинга с учетом затираненных усилий и ресурсов;
  • - соответствие критерию оптимальной достаточности;
  • - функциональная взаимосвязь всех элементов на основе SMART.
Используются методы: объективного оценивания (качественный и количественный анализ) и субъективного (самоанализ деятельности и удовлетворенности).

 

ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Показатели, индикаторы и шкалы зависят от среза исследования, которое проводится на двух уровнях: управленческом и педагогической самооценки.
  1. Управленческий
Включает несколько направлений исследования:
  1. - «Анкета руководителя» позволяет осуществить оценку соответствия, во-первых, актуальной нормативно-правовой базе в сфере образования РФ; во-вторых, SMART-принципам менеджмента процессов (Приложение 1.1).;
  2. - Анализ эффективности использования ресурсов (Приложение 1.2.).
  3. - Анализ анкетирования педагогов (Приложение 1.3.).
  4. - Сводный анализ основных показателей профессиональной деятельности на основе педагогической рефлексии проведенных мероприятий (Приложение 1.4.)
  5. - Результаты педагогической диагностики, подтверждающие уровень достижений развития и образования дошкольников (включают: сводные данные по группам и количество детей, обратившихся к специалистам).
Цель: определить степень выполнения и целесообразность работы для совершенствования качества ДО. В основе, управленческий подход к оценке деятельности по планированию, организации, анализу, диагностике, контролю выполнения (при необходимости, введению коррекционных воздействий) с целью реализации управленческих решений в рамках актуального нормативно-правового поля и программно-методического обеспечения.
  1. Практико-педагогический 
  2. Электронное портфолио педагога как инструмент оценивания качества мониторинга на основе педагогической рефлексии

Для самоанализа качества выполненной педагогической деятельности и удовлетворенности в рамках мониторинга разработан опросник для педагогов, который содержит основные показатели и индикаторы оценивания качества и эффективности выполненного мониторинга относительно критерия соответствия, которые легли в основу электронного портфолио «Самооценка качества и эффективности мониторинга образовательного процесса ГБДОУ» (рис. 1.), которое выполняет ряд функций: диагностическую, аналитическую, рефлексивную и т.д.

СТРУКТУРА
В электронном портфолио фиксируются изменения за определенный период времени, которые свидетельствуют о приобретенных умениях, навыках и компетенциях в проведении мониторинга динамики развития воспитанников ДОУ для оценивания качества образовательного процесса и его эффективности на основе педагогической рефлексии и самооценки.
Причем, разделы 1 и 3 не содержат образцов документов, так как заполняются каждым педагогом индивидуально и носят творческий характер.
Раздел 2. «Проблемно-исследовательский» включает материалы оценочно-аналитической работы, проведенной педагогом в рамках разработанного мониторинга.
Следовательно,  в формате Excel отражается работа :
2.1. С оценочной Картой 1.1. «Педагогическая рефлексия (анализ) мероприятия» и
2.2. С оценочной Картой 1.2. «Динамика индивидуального развития детей после реализованных педагогических действий», которая включает: диагностику динамики развития, анализ портфолио дошкольника, аналитические выводы.
Также отдельно добавлены Word файлы таблицы для интерпретации результатов (аналитика).
Раздел 3. «Методико-дидактический» позволяет педагогу продемонстрировать свои компетенции, знания, умения и опыт. Могут быть включены:
3.1. Методические и дидактические материалы (собственные):
3.2. Методические и дидактические материалы (заимствованные):
3.3. Аналитические выводы (подведение итогов: оценка затраченных усилий, полученных результатов, анализ проблем….).
Раздел 4. «Рефлексивный раздел»» отражает педагогическую деятельность по самооценке элементов/процедур проведенного мониторинга. Он содержит сведения, позволяющие сделать выводы о качестве и эффективности образовательного процесса:
  • - для функционирования ГБДОУ с точки зрения создания условий дальнейшего прогресса;
  • - выполнения задач мониторинга с точки зрения сложности в проведении процедур и элементов оценки динамики развития воспитанников, определения важности проделанной работы, соотнесения затрат усилий и средств с полезностью полученных результатов, включенности законных представителей дошкольников;
  • - реализуемых процессов и процедур с точки зрения достижимости основной цели, четкости процедур, простоты оценивания, сбалансированности оценивания, возможности регулярного отслеживания, вариативности, открытости и публичности, сравнимости показателей, соответствия принципам: достаточности и оптимальности, комплексности, системности, логичности, последовательности.
Электронная форма оценки удобна и проста. Она экономит время и позволяет формировать Портфолио постепенно, наполняя папки материалами, а оценивание проводить по мере необходимости.
В формате Excel (в одном документе 4.1- 4.5) представлены материалы на отдельных листах:
4.1 Самоанализ эффективности проведенного мониторинга
4.2 Самоанализ активности педагога
4.3 Самоанализ эффективности участия в ОЭР
4.4 Самоанализ работы с родителями
4.5 Самоанализ работы с родителями.
Кроме того, в раздел могут быть включены Приложения (4.6.):
4.6.1 Отзывы (коллег, родителей, экспертов) (по желанию).
4.6.2 Видеоматериалы (по желанию).
4.6.3 Иное (по желанию).
Представленные решения  позволяют, анализируя итоговые показатели, влиять на повышение функциональности, качества и эффективности образовательного процесса в ГБДОУ. Они опираются: на актуальную нормативно-правовую и научную базу; использование методов анкетирования для прямого анализа и сравнительного оценивания; самооценку выполненной работы и удовлетворенности ею, а также факторный анализ выявленных проблем в виде аналитических выводов.

 

СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
  1.1 Анкета руководителя
  1.2 Анлиз эффективности использования ресурсов
  1.3 Анализ анкетиования педагогов
  1.4 Анализ основных показателей профессиональной деятельности на основе педагогической рефлексии мероприятий
  1.5 Результаты педагогической диагностики, подтверждающие уровень достижений развития и образования дошкольников (сводные данные)
  1.5 Сводная таблица диагностики достижения обучающихся по группам (excel)
ПРАКТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Раздел 1  
Об авторе (не содержат образцов документов, так как заполняются каждым педагогом индивидуально и носят творческий характер)
Раздел 2 
  Проблемно-исследовательский
2.1 Карта 1.1 "Анализ мероприятия"
2.2 Карта 1.2 "Динамика индивидуального развития детей после реализованных педагогических действий"
2.6 Анализ анкет законных представителей воспитанников
Таблица оценки диагностики по Карте 1.1
Таблица оценки диагностики по Карте 1.2
Раздел 3
Методико-дидактический (не содержат образцов документов, так как заполняются каждым педагогом индивидуально и носят творческий характер)
3.1. Методические и дидактические материалы (собственные)
  3.2. Методические и дидактические материалы (заимствованные)    
  3.3. Аналитические выводы (подведение итогов: оценка затраченных усилий, полученных результатов, анализ проблем)    
Раздел 4     
  Рефлексивный раздел
4.1 - 4.5 Рефлексия  самооценка
  4.6.1 Отзывы (коллег, родителей, экспертов) (по желанию)    
  4.6.2 Видеоматериалы (по желанию)    
  4.6.3 Иное (по желанию)