Конкурс ИОП "Образовательные инновации Невского района Санкт-Петербурга"

Название продукта:  "Диалог с семьей: от идеи к практике"

Ссылка на продукт: "Диалог с семьей: от идеи к практике"Комплект методического пособия и электронного ресурса "Диалог с семьей"

Авторский коллектив продукта:
Архипова Елена Алексеевна - заведующий ГБДОУ № 35;
Дмитриева Снежанна Витальевна  - старший воспитатель ГБДОУ № 35;
Залукаева Мария Дмитриевна старший воспитатель ГБДОУ № 35;
Нефедова Ирина Геннадьевна - воспитатель ГБДОУ № 35;
Старковская Анна Витальевна - педагог-психолог ГБДОУ № 35.

Общее описание

В ИОП («Диалог с семьей: от идеи к практике") описан опыт организации взаимодействия с семьями детей, не посещающими дошкольные образовательные организации (далее – ДОО). Продукт отражает системно-комплексный подход к решению проблемы работы консультационных центров на базе ДОО через анализ доступного педагогического опыта в направлении до представления конкретных рекомендаций, способствующих продуктивности работы и повышению профессионального мастерства.

Дан минимум теоретических положений, важных для организации такого рода работы, очерчен круг нормативно-правовой сферы, включены образцы разработанных документов, материалов и информации (которые также представлены на сайте). Основной объем ИОП – практический материал, созданный педагогами в ходе их реальной деятельности. Он подобран таким образом, чтобы раскрыть алгоритм деятельности: от идеи до практического воплощения. В приложениях продемонстрированы формы документов, обоснованы способы, приемы работы для получения ответов: как, каким образом достичь поставленной цели и желаемых результатов. Таким образом, информация располагается в последовательности: от изложения основных научно-теоретических положений по вопросу к практике и конкретному результату. Для успешного решения поставленных задач, использованы методы проектирования, моделирования, а в организации конкретной деятельности: научно-педагогические, психологические, консультирования и игрового взаимодействия. В результате, модель включает:
  • - организационно-правовой компонент деятельности (управление, контроль и сопровождение) в рамках совершенствования деятельности КЦ путем разработки и создания нового электронного ресурса «Диалог с семьей»;
  • - практический компонент психолого-педагогического взаимодействия по решению задач основного проекта, направленного на развитие взаимодействия детского сада с семьями дошкольников, в том числе, в возрасте до 7 лет;
  • - компонент, отражающий диссеминацию опыта лучших педагогических практик оказания методической психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, не посещающих ДОО. 

Рецензент пособия и научный консультант Долматов А.В., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры Управления образования и кадрового менеджмента Института экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена

Глоссарий
Проект комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание уникального продукта и услуг в условиях временных и ресурсных ограничений.
Диагностические карты выступают как средство психолого-педагогической оценки, используемое для определения соответствия навыков и умений дошкольников возрастным, выявления проблем и их причин в ходе проведения самостоятельного анализа родителями (законными представителями детей) в игровом взаимодействии.
Аналитический инструментарийсредство анализа и сравнения результатов каждого этапа диагностики), отслеживание (при необходимости) сквозных и сопоставление входных и итоговых показателей с использованием аналитических инструментов
Дистанционные образовательные технологии это образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных или мобильных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников
Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог, а проводя консультацию, отвечая на вопросы, специалист стремится дать квалифицированный совет.
Консультации в формате видео проводятся с учетом базовых принципов: с одной стороны, проведения консультаций, с другой, психолого-педагогических и организационных условий, с третьей – возможностей современных информационно-технических средств и технологий дистанционных коммуникации.

Видеоролики для дистанционного консультирования это обучающие задания, игры разных специалистов, направленные на развитие ребенка и, собственно, консультации для повышения компетентности родителей, обратившихся в центр. Они не призваны решать весь спектр проблем, но важное их преимущество – возможность предоставить как одному клиенту, так и группе заинтересованных, рациональные и актуальные, научно обоснованные пути решения проблемы, дать конкретные ответы на конкретные вопросы. Кроме того, они способствуют оптимизации связей детского сада с родителями и детьми.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении ИОП

ПК или ноутбук с наличием стандартных программ Word, Excel, Power Point, а также: МФУ, сеть интернет (необязательна при наличии печатного варианта пособия)

Технология внедрения инновационного образовательного продукта

Что?

Инновационный образовательный продукт соответствует стратегической линии развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга «Семья. Поддержка. Развитие»: психолого-педагогическое сопровождение детей. Пособие «Диалог с семьей» и электронный ресурс предназначены для использования в сфере «Образование» и представляет интерес, в первую очередь, при проектировании новых подходов и накоплению опыта взаимодействия с семьями дошкольников, которые в силу различных обстоятельств не посещают ДОО. В фокусе – проблема, требовавшая практического решения в логике основных прогрессивных образовательных тенденции в сфере дошкольного образования РФ, предполагающая не только поддержание традиционных способов взаимодействия с родителями, но и внедрение современных форм оказания диагностической, психолого-педагогической, методической и дидактической помощи на основе дистанционных технологий с учетом всех особенностей такой деятельности.

Для чего и зачем?

Способствует созданию доступных, простых, качественных, научно и методически обоснованных механизмов и инструментария оказания психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям (законным представителям) дошкольников, не посещающих ДОО, с учетом нормативно-правовых требований в сфере дошкольного образования РФ. В пособии кратко описан проект «Модель распространения лучших педагогических практик для оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста без взимания платы с использованием дистанционных технологий». Представлен конкретный опыт расширения функциональных возможностей Консультационного центра (далее – КЦ) при ДОО помощи родителям с детьми от рождения до 7 лет.

Для кого?

Одной из стратегических задач государственной политики Российской федерации, закрепленной в Указе Президента Российской Федерации на период до 2024 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации, является создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Представляемый ИОП предназначен для реализации обозначенных в Указе задач и использования всеми заинтересованными лицами (от руководителей до специалистов и педагогов), осуществляющими такого рода деятельность, причем, не только в рамках КЦ ДОО.Пособие предназначено для всех тех, кто пытается осмыслить свой или чужой педагогический опыт, кто ставит задачи повышения профессионального мастерства за счет оценки собственной работы и жизненного опыта, изучения находок и новых способов взаимодействия дошкольных образовательных организаций (ДОО) и законных представителей дошкольников.

Центральный элемент – «Комплект электронных диагностических карт на основе игровых моментов», который создавался педагогами на основе отечественных практик для контроля за психомоторным развитием детей дошкольного возраста от рождения и до 7 лет (использовались только методики, разработанные известными отечественными специалистами: Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. и др.). В структуру комплекта входят как диагностические карты по возрастам детей, так и игровые упражнения для оценки по итогам наблюдения, а также рекомендации для родителей по организации процесса:

  1. Таблицы для оценки ключевых показателей развития ребенка
  2.   от рождения
      до 1года 
      1 год 3 мес.
      1 год 6 мес.
      1 год 9 мес. 
      2 года 
      2 год 6 мес. 
      3 года
      3 – 4 года
      4 – 5 лет
      5 – 6 лет
    Тест «Мотивационная готовность» Л. А. Венгера
    Опросники для родителей детей (6-7 лет), поступающих в школу
    Рекомендации родителям по проведению диагностики детей
Такая тактика позволяет законным представителям дошкольников самостоятельно оценить навыки и умения своего ребенка в соответствии с ключевыми возрастными особенностям в направлениях, определенных ФГОС ДО и сформулировать четкий вопрос к специалисту КЦ.
По результатам диагностики формируется целостный процесс взаимодействия, ориентированный на индивидуальные интересы ребенка, включая определение инструментария и механизмов оказания помощи. Такое решение обусловлено как интересом самих законных представителей дошкольников к вопросу, так и новыми подходами в области психолого-педагогической научной мысли, описанных в пособии.
Для создания электронных ресурсов и работы с ними в дистанционном режиме, педагоги и специалисты ДОО четко соотносили запланированные цели, задачи, результаты и возрастные особенности детей, возможности родителей, которые будут их использовать; а также – ориентировались на активизацию интереса и эмоциональный отклик дошкольников.

Созданные материалы повышают познавательную мотивацию дошкольников, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим при формировании важных возрастных умений и навыков.

Как? 

Процесс, формы, способы, алгоритмы описаны доступно и подробно в логике их поступательного осуществления: от зарождения идеи, анализа опроса родителей дошкольников, не посещающих ДОО и проектирования модели ресурса (в том числе, на основе полученных данных) с учетом особенностей дистанционного взаимодействия в дошкольном образовании (далее – ДО), до алгоритма реализации конкретных решений и документов.

Описание эффектов достигаемых при использвании продукта

Описан комплекс логически оправданных подходов, способствующих внедрению интересных и эффективных стратегий взаимодействия по обучению, воспитанию, развитию детей дошкольного возраста. В фокусе – «Комплект электронных диагностических карт на основе игровых моментов» (Приложение 2 в данном пособии и на сайте КЦ). Он включает оценочные диагностические карты, ориентированные на возможность родителей определить соответствие своего ребенка наиболее важным возрастным компонентам, а также динамику его индивидуального развития. При возникновении затруднений или просто интереса, они имеют возможность обратиться к специалистам консультационного центра. Логика действий отражает научно и методически обоснованное сопровождение самостоятельной родительской диагностики детей, не посещающих дошкольные образовательные организации как возможность нейтрализовать необоснованные опасения родителей и создать взаимосвязи детского сада с ними на основе психолого-педагогической помощи в интересах дошкольников.

В тексте содержатся указания по организации и проведению ряда конкретных дел, иллюстрирующих реализацию проекта в деле.

В Приложениях пособия и на сайте ГБДОУ – примеры документов, материалов, диагностик, рекомендаций и инструкций. Они снабжены методическими советами, что дает возможность использовать информацию не «буква в букву», а разрабатывать собственные варианты, трансформируя наши предложения.

Таким образом, описанный в пособии единый целостный процесс деятельности: от разработки модели до её практической реализации с созданием инновационных специализированных продуктов и диссеминации полученного опыта (распространения лучших педагогических практик) среди всех заинтересованных сторон (в том числе, педагогов и социальных партнеров) с использованием дистанционных технологий на основе принципов системности, комплексности, целесообразности, оптимальной достаточности и дополнения возможностей уже существующей практики работы консультационного центра ГБДОУ № 35, позволяет достичь основной цели расширения организационного и содержательного взаимодействия в системе «Семья – ребенок – ДОО» в направлении семейного образования дошкольников.

Представленный ИОП может служить руководством для расширения вариативного развивающего образования детей, продуктивного сотрудничества семей образовательных учреждений, обеспечения поддержку индивидуальности, инициативы и свободы выбора всех участников процесса.

В современном, перегруженном информацией и работой мире, одно из достоинств представляемого продукта – доступность: как для пользователей, так и с точки зрения ресурсных затрат: временных и финансовых при высокой эффективности и результативности.

Кроме того, представленный опыт работы позволяет анализировать важные показатели, такие как:
-                процент педагогов, оказавших методическую, диагностическую и консультативную помощь на безвозмездной основе, в том числе, в качестве волонтеров КЦ;
-                процент педагогов, демонстрирующих новые компетентности в осуществляемой деятельности, в том числе, представление ими инновационного опыта на мероприятиях различного уровня (семинары, конференции, круглые столы, выставки и пр.);
-                индекс удовлетворенности коллектива результатами образовательного процесса;
-                процент педагогов, регулярно повышающих свою квалификацию в данном направлении.

 

Возможные сложности при использовании инновационного образовательного продукта и пути их преодоление

Творческий коллектив специалистов ГБДОУ № 35, осуществляющий деятельность, описанную в пособии «Диалог с семьей» и представленную на сайте ГБДОУ, доказал, что материалы, представленные в качестве ИОП, могут быть использованы в необходимом объеме без видимых трудностей. Они доступны, научно и методически обоснованы, обладают потенциалом вариативности, адаптированы под особенности дошкольного периода обучения.

Аналоговый анализ 

Аналоговый анализ показал, что при вводе в поисковю систему слов «Дистанционный консультационный центр» электронный  ресурс отображается четвертым по счету. Предыдущие 3 ссылки имеют под собой описание проектов, а не конкретный ресурс помощи родителям. Обзор консультационных центров показал, что многие из них созданы по стандартному образцу: нормативные документы, контактные данные и рекомендации специалистов. В ряде ресурсов наблюдается дополнительная навигация по данному разделу. В основном консультации разбиты по направлениям работы специалистов или по возрастам.

Рассмотренные ресурсы не предполагают таких разделов как: диагностические карты на основе игровых моментов (более того, они изначально не предусматриваются КЦ); копилка для педагога, где специалисты могут ознакомиться с интересующим их опытом и ссылки на сторонние ресурсы.

Наиболее интересными для нас оказались ресурсы:

  • КЦ ГБДОУ детского сада № 35 Невского района Санкт-Петербурга, http://143.dou.spb.ru/konsultatsionnyj-tsentr, где представлена хорошая навигация по ресурсу, но отсутствуют те разделы, которые предусматривает ИОП «Диалог с семьей»: от организации к практике.
  • Районный КЦ, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и  социальной помощи Центрального района Санкт-Петербурга «Развитие» (ППМС-центр «Развитие» Центрального района  Санкт-Петербурга)», https://razvitie.edusite.ru/kc.html . На данном ресурсе КЦ отсутствует удобная навигация и представлено несколько консультаций по основным темам. Не предусмотрены вкладки событий КЦ, что создает впечатление об отсутствии его работы, не содержит раздела консультаций для педагогов , консультации специалистов по предварительной записи.
  • «Детский сад, онлайн» консультационный центр Василеостровского района, https://кцво.рф/, родителям предлагается самостоятельно обратиться за помощью к специалистам, отсутствует диагностический материал для диагностики детей по возрастам, присутствуют  консультации специалистов по направлениям, отсутствует раздел взаимодействия с педагогами.
  • Региональный КЦ «Растим детей вместе», https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/articles?topic_id=14&subtopics=31%2C10. На данном ресурсе удобная навигация, приятное оформление, ссылки продуманы, но не везде есть наполнение. Не предусмотрены разделы: для педагогов и диагностический инструментарий для родителей.
  • Проект РИП «Родителям о детях», https://sites.google.com/view/roditeliam/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0, включяет в себя три дошкольных учреждения:№ 26 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, №16 Кировского района Санкт-Петербурга, № 17 Центрального района Санкт-Петербурга. Консультации в данном ресурсе разбиты по возрастам и специалистам, вышеупомянутые вкладки (диагностические карты на основе игровых моментов, копилка для педагога, ссылки на сторонние ресурсы) отсутствуют. На данный момент идет второй год реализации РИП, поэтому данный ресурс еще развивается и не имеет должного наполнения.

Презентация инновационного образовательного продукта

Подведение итогов

Звучат фанфары…Раздаются аплодисменты… Система образования Невского района чествует победителей и призеров районных проектных конкурсов 2021-2022 учебного года.

В выступлении Галины Ивановны Осипенко, награждавшей финалистов конкурса инновационных образовательных продуктов, прозвучало напутствие всем учреждениям не останавливаться на достигнутом и вместе двигаться дальше в освоении новых вершин.

Результаты конкурса: