Конкурс ИОП "Образовательные инновации Невского района Санкт-Петербурга"
Название продукта: "Диалог с семьей: от идеи к практике"
Ссылка на продукт: "Диалог с семьей: от идеи к практике"Комплект методического пособия и электронного ресурса "Диалог с семьей"
Общее описание
В ИОП («Диалог с семьей: от идеи к практике") описан опыт организации взаимодействия с семьями детей, не посещающими дошкольные образовательные организации (далее – ДОО). Продукт отражает системно-комплексный подход к решению проблемы работы консультационных центров на базе ДОО через анализ доступного педагогического опыта в направлении до представления конкретных рекомендаций, способствующих продуктивности работы и повышению профессионального мастерства.
- - организационно-правовой компонент деятельности (управление, контроль и сопровождение) в рамках совершенствования деятельности КЦ путем разработки и создания нового электронного ресурса «Диалог с семьей»;
- - практический компонент психолого-педагогического взаимодействия по решению задач основного проекта, направленного на развитие взаимодействия детского сада с семьями дошкольников, в том числе, в возрасте до 7 лет;
- - компонент, отражающий диссеминацию опыта лучших педагогических практик оказания методической психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, не посещающих ДОО.
Рецензент пособия и научный консультант – Долматов А.В., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры Управления образования и кадрового менеджмента Института экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена
Видеоролики для дистанционного консультирования – это обучающие задания, игры разных специалистов, направленные на развитие ребенка и, собственно, консультации для повышения компетентности родителей, обратившихся в центр. Они не призваны решать весь спектр проблем, но важное их преимущество – возможность предоставить как одному клиенту, так и группе заинтересованных, рациональные и актуальные, научно обоснованные пути решения проблемы, дать конкретные ответы на конкретные вопросы. Кроме того, они способствуют оптимизации связей детского сада с родителями и детьми.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении ИОП
ПК или ноутбук с наличием стандартных программ Word, Excel, Power Point, а также: МФУ, сеть интернет (необязательна при наличии печатного варианта пособия)
Технология внедрения инновационного образовательного продукта
Инновационный образовательный продукт соответствует стратегической линии развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга «Семья. Поддержка. Развитие»: психолого-педагогическое сопровождение детей. Пособие «Диалог с семьей» и электронный ресурс предназначены для использования в сфере «Образование» и представляет интерес, в первую очередь, при проектировании новых подходов и накоплению опыта взаимодействия с семьями дошкольников, которые в силу различных обстоятельств не посещают ДОО. В фокусе – проблема, требовавшая практического решения в логике основных прогрессивных образовательных тенденции в сфере дошкольного образования РФ, предполагающая не только поддержание традиционных способов взаимодействия с родителями, но и внедрение современных форм оказания диагностической, психолого-педагогической, методической и дидактической помощи на основе дистанционных технологий с учетом всех особенностей такой деятельности.
Способствует созданию доступных, простых, качественных, научно и методически обоснованных механизмов и инструментария оказания психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям (законным представителям) дошкольников, не посещающих ДОО, с учетом нормативно-правовых требований в сфере дошкольного образования РФ. В пособии кратко описан проект «Модель распространения лучших педагогических практик для оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста без взимания платы с использованием дистанционных технологий». Представлен конкретный опыт расширения функциональных возможностей Консультационного центра (далее – КЦ) при ДОО помощи родителям с детьми от рождения до 7 лет.
Одной из стратегических задач государственной политики Российской федерации, закрепленной в Указе Президента Российской Федерации на период до 2024 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации, является создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Представляемый ИОП предназначен для реализации обозначенных в Указе задач и использования всеми заинтересованными лицами (от руководителей до специалистов и педагогов), осуществляющими такого рода деятельность, причем, не только в рамках КЦ ДОО.Пособие предназначено для всех тех, кто пытается осмыслить свой или чужой педагогический опыт, кто ставит задачи повышения профессионального мастерства за счет оценки собственной работы и жизненного опыта, изучения находок и новых способов взаимодействия дошкольных образовательных организаций (ДОО) и законных представителей дошкольников.
Центральный элемент – «Комплект электронных диагностических карт на основе игровых моментов», который создавался педагогами на основе отечественных практик для контроля за психомоторным развитием детей дошкольного возраста от рождения и до 7 лет (использовались только методики, разработанные известными отечественными специалистами: Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. и др.). В структуру комплекта входят как диагностические карты по возрастам детей, так и игровые упражнения для оценки по итогам наблюдения, а также рекомендации для родителей по организации процесса:
-
Таблицы для оценки ключевых показателей развития ребенка
-
от рождениядо 1года
1 год 3 мес. 1 год 6 мес.1 год 9 мес.2 года2 год 6 мес.3 года3 – 4 года 4 – 5 лет5 – 6 летТест «Мотивационная готовность» Л. А. ВенгераОпросники для родителей детей (6-7 лет), поступающих в школуРекомендации родителям по проведению диагностики детей
Созданные материалы повышают познавательную мотивацию дошкольников, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим при формировании важных возрастных умений и навыков.
Процесс, формы, способы, алгоритмы описаны доступно и подробно в логике их поступательного осуществления: от зарождения идеи, анализа опроса родителей дошкольников, не посещающих ДОО и проектирования модели ресурса (в том числе, на основе полученных данных) с учетом особенностей дистанционного взаимодействия в дошкольном образовании (далее – ДО), до алгоритма реализации конкретных решений и документов.
Описание эффектов достигаемых при использвании продукта
Описан комплекс логически оправданных подходов, способствующих внедрению интересных и эффективных стратегий взаимодействия по обучению, воспитанию, развитию детей дошкольного возраста. В фокусе – «Комплект электронных диагностических карт на основе игровых моментов» (Приложение 2 в данном пособии и на сайте КЦ). Он включает оценочные диагностические карты, ориентированные на возможность родителей определить соответствие своего ребенка наиболее важным возрастным компонентам, а также динамику его индивидуального развития. При возникновении затруднений или просто интереса, они имеют возможность обратиться к специалистам консультационного центра. Логика действий отражает научно и методически обоснованное сопровождение самостоятельной родительской диагностики детей, не посещающих дошкольные образовательные организации как возможность нейтрализовать необоснованные опасения родителей и создать взаимосвязи детского сада с ними на основе психолого-педагогической помощи в интересах дошкольников. В тексте содержатся указания по организации и проведению ряда конкретных дел, иллюстрирующих реализацию проекта в деле. В Приложениях пособия и на сайте ГБДОУ – примеры документов, материалов, диагностик, рекомендаций и инструкций. Они снабжены методическими советами, что дает возможность использовать информацию не «буква в букву», а разрабатывать собственные варианты, трансформируя наши предложения. Таким образом, описанный в пособии единый целостный процесс деятельности: от разработки модели до её практической реализации с созданием инновационных специализированных продуктов и диссеминации полученного опыта (распространения лучших педагогических практик) среди всех заинтересованных сторон (в том числе, педагогов и социальных партнеров) с использованием дистанционных технологий на основе принципов системности, комплексности, целесообразности, оптимальной достаточности и дополнения возможностей уже существующей практики работы консультационного центра ГБДОУ № 35, позволяет достичь основной цели расширения организационного и содержательного взаимодействия в системе «Семья – ребенок – ДОО» в направлении семейного образования дошкольников. Представленный ИОП может служить руководством для расширения вариативного развивающего образования детей, продуктивного сотрудничества семей образовательных учреждений, обеспечения поддержку индивидуальности, инициативы и свободы выбора всех участников процесса. В современном, перегруженном информацией и работой мире, одно из достоинств представляемого продукта – доступность: как для пользователей, так и с точки зрения ресурсных затрат: временных и финансовых при высокой эффективности и результативности. Кроме того, представленный опыт работы позволяет анализировать важные показатели, такие как:
- процент педагогов, оказавших методическую, диагностическую и консультативную помощь на безвозмездной основе, в том числе, в качестве волонтеров КЦ;
- процент педагогов, демонстрирующих новые компетентности в осуществляемой деятельности, в том числе, представление ими инновационного опыта на мероприятиях различного уровня (семинары, конференции, круглые столы, выставки и пр.);
- индекс удовлетворенности коллектива результатами образовательного процесса;
- процент педагогов, регулярно повышающих свою квалификацию в данном направлении.
|
Возможные сложности при использовании инновационного образовательного продукта и пути их преодоление
Творческий коллектив специалистов ГБДОУ № 35, осуществляющий деятельность, описанную в пособии «Диалог с семьей» и представленную на сайте ГБДОУ, доказал, что материалы, представленные в качестве ИОП, могут быть использованы в необходимом объеме без видимых трудностей. Они доступны, научно и методически обоснованы, обладают потенциалом вариативности, адаптированы под особенности дошкольного периода обучения.
Аналоговый анализ
Аналоговый анализ показал, что при вводе в поисковю систему слов «Дистанционный консультационный центр» электронный ресурс отображается четвертым по счету. Предыдущие 3 ссылки имеют под собой описание проектов, а не конкретный ресурс помощи родителям. Обзор консультационных центров показал, что многие из них созданы по стандартному образцу: нормативные документы, контактные данные и рекомендации специалистов. В ряде ресурсов наблюдается дополнительная навигация по данному разделу. В основном консультации разбиты по направлениям работы специалистов или по возрастам.
Рассмотренные ресурсы не предполагают таких разделов как: диагностические карты на основе игровых моментов (более того, они изначально не предусматриваются КЦ); копилка для педагога, где специалисты могут ознакомиться с интересующим их опытом и ссылки на сторонние ресурсы.
Наиболее интересными для нас оказались ресурсы:
- КЦ ГБДОУ детского сада № 35 Невского района Санкт-Петербурга, http://143.dou.spb.ru/konsultatsionnyj-tsentr, где представлена хорошая навигация по ресурсу, но отсутствуют те разделы, которые предусматривает ИОП «Диалог с семьей»: от организации к практике.
- Районный КЦ, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центрального района Санкт-Петербурга «Развитие» (ППМС-центр «Развитие» Центрального района Санкт-Петербурга)», https://razvitie.edusite.ru/kc.html . На данном ресурсе КЦ отсутствует удобная навигация и представлено несколько консультаций по основным темам. Не предусмотрены вкладки событий КЦ, что создает впечатление об отсутствии его работы, не содержит раздела консультаций для педагогов , консультации специалистов по предварительной записи.
- «Детский сад, онлайн» консультационный центр Василеостровского района, https://кцво.рф/, родителям предлагается самостоятельно обратиться за помощью к специалистам, отсутствует диагностический материал для диагностики детей по возрастам, присутствуют консультации специалистов по направлениям, отсутствует раздел взаимодействия с педагогами.
- Региональный КЦ «Растим детей вместе», https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/articles?topic_id=14&subtopics=31%2C10. На данном ресурсе удобная навигация, приятное оформление, ссылки продуманы, но не везде есть наполнение. Не предусмотрены разделы: для педагогов и диагностический инструментарий для родителей.
- Проект РИП «Родителям о детях», https://sites.google.com/view/roditeliam/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0, включяет в себя три дошкольных учреждения:№ 26 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, №16 Кировского района Санкт-Петербурга, № 17 Центрального района Санкт-Петербурга. Консультации в данном ресурсе разбиты по возрастам и специалистам, вышеупомянутые вкладки (диагностические карты на основе игровых моментов, копилка для педагога, ссылки на сторонние ресурсы) отсутствуют. На данный момент идет второй год реализации РИП, поэтому данный ресурс еще развивается и не имеет должного наполнения.
Презентация инновационного образовательного продукта
Подведение итогов
Звучат фанфары…Раздаются аплодисменты… Система образования Невского района чествует победителей и призеров районных проектных конкурсов 2021-2022 учебного года.
В выступлении Галины Ивановны Осипенко, награждавшей финалистов конкурса инновационных образовательных продуктов, прозвучало напутствие всем учреждениям не останавливаться на достигнутом и вместе двигаться дальше в освоении новых вершин.
Результаты конкурса: