Конкурс ИОП 2021
Наименование ИОП |
Методические рекомендации для руководителей ГБДОУ по использованию результатов мониторинга динамики развития воспитанников ДОУ как инструмента, управляющего качеством реализации образовательной программы дошкольного образования |
Авторский коллектив (ФИО, место работы, должность) |
Л.А. Долматова, государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 Невского района Санкт- Петербурга, научный руководитель региональной опытно-экспериментальной площадки Е.А. Архипова, государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 Невского района Санкт- Петербурга, заведующий М.Д. Залукаева, государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 Невского района Санкт- Петербурга, воспитатель И.Г. Нефедова , государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 Невского района Санкт- Петербурга, воспитатель |
Общее описание ИОП: ключевые положения, голоссарий |
Данная разработка направлена на описание инновационных подходов к решению заявленной в названии проблемы. В данном контексте, вначале представлен авторский мониторинг динамики развития дошкольников (организационная модель, процедура проведения и инструментарий представлены в разделе 1., разработанные формы диагностических и аналитических инструментов полностью готовы к использованию и содержатся в Приложениях). Организационная модель SMART-мониторинга представлена как единый целостный процесс деятельности и включает «жизненно» важные компоненты, такие как:
В соответствии с темой - содержание ориентировано на руководителей ДОУ, педагогических работников, специалистов по дошкольному образованию. Раздел 2 посвящен авторской двухуровневой системе оценки эффективности реализованных действий с точки зрения управления процессом и практики педагогов (с использованием технологии «Портфолио» в электронном виде) для решения выделенных задач и достижения ключевой цели. Наиболее дискуссионный вопрос в мониторинге – это психолого-педагогическая диагностика (блок 2 мониторинга). Поэтому, в разделе 3 представлены итоги реализованной практики решения вопроса. Глоссарий Мониторинг - комплекс регулярных, динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы, обеспечивающий непрерывное отслеживание состояния образовательного процесса и условий его реализации в ДОУ, включая корректировку и прогнозирование, а также сбор, обработку и хранение информации для определения количественно-качественные изменений и осуществления эффективного управления. Методические рекомендации по использованию - это издание, содержащее комплекс , сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Диагностический инструментарий выступает как средство педагогической оценки, используемое для определения состояния объектов, ресурсов и процессов, выявления проблем и их причин в ходе SMART-мониторинга, разработки рекомендаций о перспективах функционирования исследуемого объекта Аналитический инструментарий – средство анализа и сравнения результатов каждого этапа диагностики), отслеживание (при необходимости) сквозных и сопоставление входных и итоговых показателей с использованием аналитических инструментов Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. |
Необходимое ресурсное обеспечение при применении ИОП | ПК (ноутбук) с наличием стандартных программ Word, Excel, Power Point, МФУ, сеть интернет (необязательно) |
Технологические внедрения ИОП: Что?Для чего и зачем? Для кого? Как? |
Представляются – методические рекомендации для руководителей ДОУ. Цель данной разработки: подробно раскрыть подходы к продуктивному использованию результатов заявленного мониторинга динамики развития дошкольников в соответствии с актуальной нормативной базой ДО в РФ. В логике рационального использования руководителями материала, вначале представлена авторская организационная модель и методика проведения мониторинга на основе педагогической рефлексии оценки эффективности педагогических действий, далее - диагностический и аналитический инструментарий (формы - в Приложениях апробированы и оптимизированы под решение задач), в том числе, подробно описаны шкалы, показатели, критерии и подходы к их определению и выбору. Дан пример расчёта критериальных значений. Уделено большое внимание направлению индивидуализации процесса обучения и воспитания дошкольников, а также оценке полученных результатов в различных направлениях: в практике мониторинга педагогами, анализа эффективности процесса и итогов на уровне управления, а также оценка родительской общественности при непосредственном участии их как экспертов на занятии, так и ответственных взрослых за интересы детей в свободное время. Так как содержание ориентировано на руководителей дошкольных образовательных учреждений, педагогических работников, специалистов по дошкольному образованию представлены решения, выводы и возможности технологического внедрения в практику. В тексте они выделены специальным образом как наиболее важные и существенные моменты, в том числе, для обеспечения обратной связи и принятия продуктивных управленческих решений. Описаны приемы нейтрализации возможных рисков (в ходе осуществления процесса мониторинга; во взаимодействии с родителями воспитанников). Таким образом, обеспечена возможность эффективного использования Продукта и формулирование логически обоснованных выводов для повышения функциональности, качества и эффективности образовательного процесса на основе контроля за процессом и полученной обратной связи. |
Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта |
Представленный материал, апробированный в течении 3-х лет работы региональной экспериментальной площадки позволяет констатировать положительное влияние, описанного комплекта элементов и процедур на повышение функциональности, качества и эффективности образовательного процесса в ГБДОУ. Причем, каждое действие измеряемо, конкретно, соответствует всем требованиям законодательства РФ в сфере ДО, принципам дошкольной педагогики, проверено на целесообразность, оптимальность и достаточность педагогами-практиками. Система обладает высокой степенью вариативности, что подтверждает практика работы, начиная со 2-го года апробации мониторинга (оценочные листы могут быть для удобства как в формате Word, так и трансформированы Excel, объединяя в единое целое диагностический и аналитический инструментарий); способствует введению системы наставничества или тьютерства педагогов; обеспечивает повышение компетентностного и мотивационного уровня сотрудников на основе освоения приемов самооценки, рефлексии, анализа, работы с компьютерными программными приложениями, командной работы в рамках творческих обсуждений и Педагогических консилиумов мониторинга. В разработке подробно освещен вопрос новых подходов к «включению» представителей семей воспитанников:
Представляемая система, опирается на оценку качества образовательной деятельности с точки зрения внимания не только к результатам и процессу, который ведет к этим результатам, но и эффективности их для участников мониторинга, ДОУ, в целом, с целью использования полученных данных в управлении. Изучена и учтена сложившаяся практика оценки эффективности деятельности ДОУ на уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и локальном, что послужило основанием для определения эффективности мониторинга динамики развития воспитанников детского сада. В итоге выделены два уровня оценивания:
в следующих направлениях:
|
Возможные сложности пи использовании ИОП и пути их преодоления |
Представляемый ИОП создан для продуктивного использования руководителями ДОУ, поэтому изначально адаптирован под заявленные цели и задачи. Предполагаемые осложнения могут быть связаны с «сопротивление» коллектива к введению дополнительных диагностик. Поэтому имеет смысл пилотная апробация с небольшим творческим активом педагогов, которые в дальнейшем могут выступать в роли тьютеров и наставников. Кроме того, такой подход позволит определить степень важности и необходимости мониторинга и его эффектов для ДОУ. |
Аналоговый анализ, включающий перечень материалов (продуктов), аналогичных представляемому; сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом; выводы | Аналогичный продукт представлен ГБДОУ № 32 Петродворцового района. Но показатели и критерии для оценивания – отличаются от описанных в данном Продукте. Кроме того, в исследованном аналоге – нет конкретной ориентации на потребности руководителей, а дано только описание организационной модели и её особенностей. Об использовании полученных результатов и эффектов – не сказано. Следовательно, представляемые на конкурс «Методические рекомендации…» не имеют абсолютных аналогов, носят инновационный характер в исследуемом направлении. |
Презентация ИОП | ССЫЛКА |