Конкурс ИОП 2021

Наименование ИОП 

Методические рекомендации для руководителей ГБДОУ по использованию результатов мониторинга динамики развития воспитанников ДОУ как инструмента, управляющего качеством реализации образовательной программы дошкольного образования

Авторский коллектив

(ФИО, место работы, должность)

   Л.А. Долматова, государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 Невского района Санкт- Петербурга, научный руководитель региональной опытно-экспериментальной площадки

   Е.А. Архипова, государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 Невского района Санкт- Петербурга, заведующий

   М.Д. Залукаева, государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 Невского района Санкт- Петербурга, воспитатель

   И.Г. Нефедова , государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 Невского района Санкт- Петербурга, воспитатель
Общее описание ИОП: ключевые положения, голоссарий

  Данная разработка направлена на описание инновационных подходов к решению заявленной в названии проблемы. В данном контексте, вначале представлен авторский мониторинг динамики развития дошкольников (организационная модель, процедура проведения и инструментарий представлены в разделе 1., разработанные формы диагностических и аналитических инструментов полностью готовы к использованию и содержатся в Приложениях).

  Организационная модель SMART-мониторинга представлена как единый целостный процесс деятельности и включает «жизненно» важные компоненты, такие как:

  • - управление и контроль;
  • - SMART-мониторинг, состоящий из 4-х блоков;
  • - педагогическая деятельность;
  • - обучение, самообучение и развитие педагогов;
  • - сопровождение: научно-методическое; документационное; информационно-аналитическое; техническое; психолого-педагогическое;
  • - процессы совершенствования образовательной ситуации и всей образовательной среды в ГБДОУ.

   В соответствии с темой - содержание ориентировано на руководителей ДОУ, педагогических работников, специалистов по дошкольному образованию.

  Раздел 2 посвящен авторской двухуровневой системе оценки эффективности реализованных действий с точки зрения управления процессом и практики педагогов (с использованием технологии «Портфолио» в электронном виде) для решения выделенных задач и достижения ключевой цели.

  Наиболее дискуссионный вопрос в мониторинге – это психолого-педагогическая диагностика (блок 2 мониторинга). Поэтому, в разделе 3 представлены итоги реализованной практики решения вопроса.

  Глоссарий

   Мониторинг - комплекс регулярных, динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы, обеспечивающий непрерывное отслеживание состояния образовательного процесса и условий его реализации в ДОУ, включая корректировку и прогнозирование, а также сбор, обработку и хранение информации для определения количественно-качественные изменений и осуществления эффективного управления.

   Методические рекомендации по использованию - это издание, содержащее комплекс , сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания.

  Диагностический инструментарий выступает как средство педагогической оценки, используемое для определения состояния объектов, ресурсов и процессов, выявления проблем и их причин в ходе SMART-мониторинга, разработки рекомендаций о перспективах функционирования исследуемого объекта

   Аналитический инструментарийсредство анализа и  сравнения результатов каждого этапа диагностики), отслеживание (при необходимости) сквозных и сопоставление входных и итоговых показателей с использованием аналитических инструментов

  Управление -  это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении ИОП   ПК (ноутбук) с наличием стандартных программ Word, Excel, Power Point, МФУ, сеть интернет (необязательно)
Технологические внедрения ИОП: Что?Для чего и зачем? Для кого? Как?

   Представляются – методические рекомендации для руководителей ДОУ.

 Цель данной разработки: подробно раскрыть подходы к продуктивному использованию результатов заявленного мониторинга динамики развития дошкольников в соответствии с актуальной нормативной базой ДО  в РФ.

  В логике рационального использования руководителями материала, вначале представлена авторская организационная модель и методика проведения мониторинга на основе педагогической рефлексии оценки эффективности педагогических действий, далее - диагностический и аналитический инструментарий (формы - в Приложениях апробированы и оптимизированы под решение задач), в том числе, подробно описаны шкалы, показатели, критерии и подходы к их определению и выбору. Дан пример расчёта критериальных значений.

  Уделено большое внимание направлению индивидуализации процесса обучения и воспитания дошкольников, а также оценке полученных результатов в различных направлениях: в практике мониторинга педагогами, анализа эффективности процесса и итогов на уровне управления, а также оценка родительской общественности при непосредственном участии их как экспертов на занятии, так и ответственных взрослых за интересы детей в свободное время.

  Так как содержание ориентировано на руководителей дошкольных образовательных учреждений, педагогических работников, специалистов по дошкольному образованию представлены решения, выводы и возможности технологического внедрения в практику.

  В тексте они выделены специальным образом как наиболее важные и существенные моменты, в том числе, для обеспечения обратной связи и принятия продуктивных управленческих решений. Описаны приемы нейтрализации возможных рисков (в ходе осуществления процесса мониторинга; во взаимодействии с родителями воспитанников).

 Таким образом, обеспечена возможность эффективного использования Продукта и формулирование логически обоснованных выводов для повышения функциональности, качества и эффективности образовательного процесса на основе контроля за процессом и полученной обратной связи.

Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта

  Представленный материал, апробированный в течении 3-х лет работы региональной экспериментальной площадки позволяет констатировать положительное влияние, описанного комплекта элементов и процедур на повышение функциональности, качества и эффективности образовательного процесса в ГБДОУ. Причем, каждое действие измеряемо, конкретно, соответствует всем требованиям законодательства РФ в сфере ДО, принципам дошкольной педагогики, проверено на целесообразность, оптимальность и достаточность педагогами-практиками.

  Система обладает высокой степенью вариативности, что подтверждает практика работы, начиная со 2-го года апробации мониторинга (оценочные листы могут быть для удобства как в формате Word, так и трансформированы Excel, объединяя в единое целое диагностический и аналитический инструментарий); способствует введению системы наставничества или тьютерства педагогов; обеспечивает повышение компетентностного и мотивационного уровня сотрудников на основе освоения приемов самооценки, рефлексии, анализа, работы с компьютерными программными приложениями, командной работы в рамках творческих обсуждений и Педагогических консилиумов мониторинга.

  В разработке подробно освещен вопрос новых подходов к «включению» представителей семей воспитанников:

  • - в проводимый мониторинг в качестве его участников, принимающих ответственные решения о дополнительных занятиях с ребенком,
  • - оформляющих Анкету-Портфолио, отражающих интересы и увлечения детей вне детского сада,
  • - в качестве независимых экспертов на открытых мероприятиях в блоке 3 мониторинга, наравне с экспертами-педагогами, оценивающих занятие с использованием диагностических листов.

   Представляемая система, опирается на оценку качества образовательной деятельности с точки зрения внимания не только к результатам и процессу, который ведет к этим результатам, но и эффективности их для участников мониторинга, ДОУ, в целом, с целью использования полученных данных в управлении.

 Изучена и учтена сложившаяся практика оценки эффективности деятельности ДОУ на уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и локальном, что послужило основанием для определения эффективности мониторинга динамики развития воспитанников детского сада.

  В итоге выделены два уровня оценивания:

  • - управленческий и
  • - практико-педагогический

  в следующих направлениях:

  1. 1. Эффективность для функционирования ГБДОУ (оценка руководителей (управленцев) и рефлексия педагогов с точки зрения возможности использования в разработанной системе мониторинга ДО, дополнения возможностей, создания условий для дальнейшего прогресса).
  2. 2. Эффективность выполнения задач мониторинга (оценка руководителей (управленцев) и рефлексия педагогов с точки зрения сложности в проведении процедур и элементов оценки динамики развития воспитанников, определение важности проделанной работы, соотнесение затрат усилий и средств с полезностью полученных результатов, включенность законных представителей дошкольников…).
  3. 3. Эффективность реализуемых процессов и процедур (оценка руководителей (управленцев) и рефлексия педагогов с точки зрения мониторинга процессов – достижимость основной цели, четкость процедур, простота оценивания, сбалансированность оценивания, возможность регулярного отслеживания, вариативность, открытость и публичность, сравнимость показателей, соответствие принципам: достаточности и оптимальности, комплексности, системности, логичности, последовательности…).
  4. 4. Эффективность как ценность с точки зрения развития каждого участника (оценка руководителей (управленцев) и рефлексия педагогов в логике гуманистической парадигмы образования, предполагающей личностный рост в условиях применения личностно-ориентированных и развивающих педагогических технологий, способствующих разностороннему, свободному и творческому совершенствованию на основе внедрения инновационных подходов, использования современных стратегий и техник мышления, способов усвоения информации и обеспечения условий реализации творческого потенциала участников обучения.
Возможные сложности пи использовании ИОП и пути их преодоления

  Представляемый ИОП создан для продуктивного использования руководителями ДОУ, поэтому изначально адаптирован под заявленные цели и задачи. Предполагаемые осложнения могут быть связаны с «сопротивление» коллектива к введению дополнительных диагностик.

  Поэтому имеет смысл пилотная апробация с небольшим творческим активом педагогов, которые в дальнейшем могут выступать в роли тьютеров и наставников. Кроме того, такой подход позволит определить степень важности и необходимости мониторинга и его эффектов для ДОУ.
Аналоговый анализ, включающий перечень материалов (продуктов), аналогичных представляемому; сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом; выводы   Аналогичный продукт представлен ГБДОУ № 32 Петродворцового района. Но показатели и критерии для оценивания – отличаются от описанных в данном Продукте. Кроме того, в исследованном аналоге – нет конкретной ориентации на потребности руководителей, а дано только описание организационной модели и её особенностей. Об использовании полученных результатов и эффектов – не сказано. Следовательно, представляемые на конкурс «Методические рекомендации…»  не имеют абсолютных аналогов, носят инновационный характер в исследуемом направлении.
Презентация ИОП  ССЫЛКА