Конкурс инновационных образовательных продуктов «Образовательные инновации Невского района Санкт-Петербурга" 2024

Название продукта: Навигатор 3 "Н": новые, необычные находки в обучении дошкольников

Ссылка на продукт: Навигатор 3 "Н": новые, необычные находки в обучении дошкольников

Авторский коллектив продукта:
Архипова Елена Алексеевна - заведующий ГБДОУ детский сад №35 Невского района
Нефедова Ирина Геннадьевна - воспитатель ГБДОУ детский сад №35 Невского района
Долматова Людмила Алексеевна - научный консультант по инновационной деятельности  ГБДОУ детский сад № 35 Невского района

2_НАВИГАТОР 3_Н__ГБДОУ_35_2_pages-to-jpg-0001.jpg

Общее описание

Представляемый Навигатор «3Н» предлагает новое применение известного и знакомого, получая необычное. Располагаясь на отдельной странице сайта, он представляет собой Образовательный интегрируемый ресурс (далее – Продукт, ОИР). Информация постоянно актуализируется, дорабатывается, корректируется и дополняется, но ОИР (ГОСТ Р 7.0.100 – 2018 (п. 3.3.5) остается единым целым, посвященным вопросам применения необычных приемов в образовании дошкольников. Продукт содержит практический инструментарий и описание механизмов работы. Он включает по каждому из подразделов Навигатора: основные теоретические положения, методические рекомендации, примеры авторских реализованных практик, технологические карты (вариативные формы игрового применения по каждому из элиментов (додекаэдр, вертушка, стендбук), фото и видео материалы, а также авторскую диагностику.

Цель: создать условия эффективного осмысления нового материала за счет внедрения вариативных форм обучения, включая: расширение пространства познавательного интереса детей, развития критического и творческого мышления в ходе игрового взаимодействия и положительного эмоционального отклика на выполняемую работу. Навигатор позволяет найти ответы на теоретические и практические вопросы, помочь как отдельному педагогу, так и специалистам ОУ.  В структуре "Навигатора 3 "Н" на данный момент три подраздела. В основе каждого - определенный элемент: Додекаэдр, Стендбук, Вертушка - собери картинку, которые служат «отправной» точкой в формировании новых подходов и способов обучения.

Структура "Навигатора 3"Н"

Название подраздел  Основной элемент
Магия многогранника Додекаэдр
По правилам шестиугольного обучения Стендбук
Часть и целое Вертушка - собери картинку

 

Глоссарий

Додекаэдр – правильный многогранник, составленный из двенадцати равносторонних пятиугольников. Додекаэдр имеет 20 вершин и 30 ребер.

Стендбук – предполагает использование шестиугольных карточек (гексов), каждый из которых – это определенные знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде текста или изображения. Шестиугольники соединяются гранями друг с другом (причем, могут образовывать не только линейные формы, а например – цветок и др.) благодаря определенным логическим связям, которые воспитанникам необходимо установить. Соединенные вместе шестиугольники создают единую смысловую картину, визуализированный образ учебного материала.

"Вертушка - собери картинку"  представляет собой несколько кругов разного диаметра, соединенных в центре общим стержнем (по типу пирамидки), путем вращения относительно друг друга по кругу для создания целого изображения картинки (вариант кругов Луллия и элемент ТРИЗ).

Развитие критического мышления – это формирование умения всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные и объективные выводы.

Развитие творческого мышления – это формирование навыков активности, направленных на изменение окружающей действительности в соответствии с потребностями и целями, что ведет к новым, оригинальным идеям или практическим действиям.

Обоснование отнесения продукта инновационной деятельности к номинации.

Применение представленных элементов в обучении позволяет оптимизировать усвоение дошкольниками важной информации в игровой и системной форме. В ходе обучения ситуация меняется в лучшую сторону за счет структурированности материала, что подразумевает выше результаты и эффективность. Использование Продукта развивает умение дошкольников сопоставлять вещи и распознавать их связь, а также совершенствует навыки критического и творческого мышления. Например, додекаэдры кроме необычной формы, привлекают детей яркими гранями и запоминающимися картинками. Ребенок, играя и рассматривая их, усваивает учебный материал с большим интересом. Процесс сопровождается объяснениями педагога и вовлекает постепенно в беседу ребенка. Каждый элемент (грани или в целом додекаэдр и шестигранник) могут служить основой игры при изучении конкретной темы, например: временам года, безопасности, взаимосвязь объектов живой и неживой природы, праздникам, правилам поведения и т.п. В соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста материал предоставляется постепенно, в младшем возрасте происходит знакомство с элементами Навигатора, а в старше-подготовительном - появляется возможность самостоятельно собирать и организовывать информацию по изучаемой теме, тем самым лучше понять и запомнить материал.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении ИОП

Продукт  структурирован, снабжен методическими пояснениями и сценариями. Есть технологические карты вариативного применения элементов Навигатора и диагностические материалы. Любой элемент Навигатора легко создать самому педагогу, причем их можно распечатать как в маленьком варианте на одном листе А4, так и в большом варианте на отдельных листах для работы с детьми. Например, додекаэдр собирается из плотной бумаги, размер и цвет каждого модуля может быть выбран в зависимости от предпочтений. Любой элемент Навигатора можно заламинировать, что повысит их практичность.

Технология внедрения инновационного образовательного продукта

Что? Цифровой образовательный интегрируемый ресурс Навигатор «3 Н»

Для чего и зачем? Продукт способствует:
 расширению и систематизации знаний детей о каком-либо предмете или объекте;
 развитию умения исследовать объекты или предметы живой или неживой природы, устанавливать взаимосвязь, делать выводы;
 развитию коммуникации, расширению словаря и связной речи.

Для кого?
Для детей создаются вариативные условия совершенствования образовательного процесса.
Для педагогов – Продукт предоставляет возможность повышения самообразования и самоподготовки.
Для родителей – ресурс полезен конкретными примерами, которые они могут освоить для полезного взаимодействия со своими детьми.
Для педагогического сообщества – варианты применения новых, нестандартных идей.

Как? Каждый элемент ресурса по отдельности и вместе можно использовать на занятиях. Причем, создав и реализовав как отдельную дидактическую игру, так и в качестве самостоятельного элемента, в свободной и совместной со взрослыми деятельности.

Описание эффектов достигаемых при использвании продукта

Отдельные элементы Продукта постоянно применяются автором в обучении дошкольников. Они прошли независимую педагогическую экспертизу в ходе представления их на семинарах и конкурсах:
1)Участие в региональном фестивале методических находок и инноваций среди педагогических работников образовательных организаций Санкт-Петербурга «С чего начинается Родина?» в 2023 году.
2) 18 января 2024 г. на районном семинаре-практикуме Аукцион идей «Ранняя профориентация в ДОУ: практические решения» в ходе работы фокус групп вызвал высокий интерес авторский подход к применению додекаэдра и технологии «Круги Луллия» в обучении дошкольников. 

3) В ходе работы площадки XIV Петербургского международного образовательного форума 27 марта 2024 года на семинаре-практикуме «Инновации и современные технологии в дошкольном образовании: от идеи к практике» представлен доклад «Метод шестиугольного обучения в интеграции познавательного и физического развития дошкольников».

Возможные сложности при использовании ИОП и пути их преодоления

Риски Меры по нейтрализации
1. Недостаточная компетентность педагогов по организации развивающей образовательной деятельности с использованием новых элементов, содержащихся в ОИР «Навигатор «3 Н» Организация самообучения и наставничества более опытных педагогов в сфере организации образовательной деятельности
2. Многообразие интернет-ресурсов, позиционирующих себя как специализированные, оказывающие методическую и дидактическую помощь в данном направлении Научно-методические материалы Продукта, развитие компетентности в данных областях.Встреча с авторами и их консультации при необходимости
3.

Занятость родителей, нежелание идти на контакт

Широкое информирование родителей, в том числе, с использованием наиболее популярных интернет-платформ и мессенджеров.

Аналоговый анализ, включающий перечень материалов (продуктов), аналогичных представляемому; сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом; выводы

Новизна Продукта обусловлена возможностью присоединять частное (додекаэдр, шестигранное обучение, вертушки) к уже известному методу обучения, что характеризует его как аналоговую инновацию.
Кроме того, интегрируя, представленные на ресурсе элементы в известные формы обучения (например, проект) – Продукт позволяет педагогу за счет их слияния получить новый вариант обучения.
Авторский подход демонстрирует интересные и необычные варианты применения элементов Навигатора в обучении дошкольников.
Анализ аналоговые продукты показал, что в пространстве интернета представлены материалы применения отдельных элементов Навигатора, но, зачастую, отсутствует подтвержденный педагогический опыт и результаты независимой экспертизы. Наибольший мнтерес представляют следующие ресурсы:
1) Лунева Ю. А. Консультация для педагогов Использование многофункционального игрового пособия «Додекаэдр» в развитии дошкольников /Мультиурок [сайт] . – текст: электронный . – URL : https://multiurok.ru/index.php/blog/konsultatsiia-dlia-pedagogov-ispolzovanie-mnogofunktsionalnogo-igrovogo-posobiia-dodekaedr-v-razvitii-doshkolnikov.html?ysclid=lu1kovfn6s611639082
2) Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления /ЗНАНИО [сайт] . – текст: электронный . – URL : https://znanio.ru/pub/1654
3) Хранюк И. А. Технология шестиугольного обучения как средство развития критического мышления в системе формирования новых образовательных результатов /ЦНППМ [сайт] . – текст: электронный . – URL : https://kipk.ru/images/ЦНППМ/профсреда/2022/спикеры/Технология_шестиугольного_обучения.pdf
Причем, каждый их исследованных ресурсов содержит ограниченные описания, предполагающие дальнейшую авторскую интерпретацию. Предлагаемый Продукт отличается структурированностью, полнотой описания и представления материала.

 

Презентация ИОП

подробнее3.png