Конкурс инновационных образовательных продуктов «Образовательные инновации Невского района Санкт-Петербурга" 2024
Название продукта: Навигатор 3 "Н": новые, необычные находки в обучении дошкольников
Ссылка на продукт: Навигатор 3 "Н": новые, необычные находки в обучении дошкольников
Авторский коллектив продукта:
Архипова Елена Алексеевна - заведующий ГБДОУ детский сад №35 Невского района
Нефедова Ирина Геннадьевна - воспитатель ГБДОУ детский сад №35 Невского района
Долматова Людмила Алексеевна - научный консультант по инновационной деятельности ГБДОУ детский сад № 35 Невского района
Общее описание
Цель: создать условия эффективного осмысления нового материала за счет внедрения вариативных форм обучения, включая: расширение пространства познавательного интереса детей, развития критического и творческого мышления в ходе игрового взаимодействия и положительного эмоционального отклика на выполняемую работу. Навигатор позволяет найти ответы на теоретические и практические вопросы, помочь как отдельному педагогу, так и специалистам ОУ. В структуре "Навигатора 3 "Н" на данный момент три подраздела. В основе каждого - определенный элемент: Додекаэдр, Стендбук, Вертушка - собери картинку, которые служат «отправной» точкой в формировании новых подходов и способов обучения.
Структура "Навигатора 3"Н"
Название подраздел | Основной элемент |
Магия многогранника | Додекаэдр |
По правилам шестиугольного обучения | Стендбук |
Часть и целое | Вертушка - собери картинку |
Глоссарий
Додекаэдр – правильный многогранник, составленный из двенадцати равносторонних пятиугольников. Додекаэдр имеет 20 вершин и 30 ребер.
Стендбук – предполагает использование шестиугольных карточек (гексов), каждый из которых – это определенные знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде текста или изображения. Шестиугольники соединяются гранями друг с другом (причем, могут образовывать не только линейные формы, а например – цветок и др.) благодаря определенным логическим связям, которые воспитанникам необходимо установить. Соединенные вместе шестиугольники создают единую смысловую картину, визуализированный образ учебного материала.
"Вертушка - собери картинку" представляет собой несколько кругов разного диаметра, соединенных в центре общим стержнем (по типу пирамидки), путем вращения относительно друг друга по кругу для создания целого изображения картинки (вариант кругов Луллия и элемент ТРИЗ).
Развитие критического мышления – это формирование умения всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные и объективные выводы.
Развитие творческого мышления – это формирование навыков активности, направленных на изменение окружающей действительности в соответствии с потребностями и целями, что ведет к новым, оригинальным идеям или практическим действиям.
Обоснование отнесения продукта инновационной деятельности к номинации.
Применение представленных элементов в обучении позволяет оптимизировать усвоение дошкольниками важной информации в игровой и системной форме. В ходе обучения ситуация меняется в лучшую сторону за счет структурированности материала, что подразумевает выше результаты и эффективность. Использование Продукта развивает умение дошкольников сопоставлять вещи и распознавать их связь, а также совершенствует навыки критического и творческого мышления. Например, додекаэдры кроме необычной формы, привлекают детей яркими гранями и запоминающимися картинками. Ребенок, играя и рассматривая их, усваивает учебный материал с большим интересом. Процесс сопровождается объяснениями педагога и вовлекает постепенно в беседу ребенка. Каждый элемент (грани или в целом додекаэдр и шестигранник) могут служить основой игры при изучении конкретной темы, например: временам года, безопасности, взаимосвязь объектов живой и неживой природы, праздникам, правилам поведения и т.п. В соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста материал предоставляется постепенно, в младшем возрасте происходит знакомство с элементами Навигатора, а в старше-подготовительном - появляется возможность самостоятельно собирать и организовывать информацию по изучаемой теме, тем самым лучше понять и запомнить материал.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении ИОП
Продукт структурирован, снабжен методическими пояснениями и сценариями. Есть технологические карты вариативного применения элементов Навигатора и диагностические материалы. Любой элемент Навигатора легко создать самому педагогу, причем их можно распечатать как в маленьком варианте на одном листе А4, так и в большом варианте на отдельных листах для работы с детьми. Например, додекаэдр собирается из плотной бумаги, размер и цвет каждого модуля может быть выбран в зависимости от предпочтений. Любой элемент Навигатора можно заламинировать, что повысит их практичность.
Технология внедрения инновационного образовательного продукта
Что? Цифровой образовательный интегрируемый ресурс Навигатор «3 Н»
Для чего и зачем? Продукт способствует:
расширению и систематизации знаний детей о каком-либо предмете или объекте;
развитию умения исследовать объекты или предметы живой или неживой природы, устанавливать взаимосвязь, делать выводы;
развитию коммуникации, расширению словаря и связной речи.
Для кого?
Для детей создаются вариативные условия совершенствования образовательного процесса.
Для педагогов – Продукт предоставляет возможность повышения самообразования и самоподготовки.
Для родителей – ресурс полезен конкретными примерами, которые они могут освоить для полезного взаимодействия со своими детьми.
Для педагогического сообщества – варианты применения новых, нестандартных идей.
Как? Каждый элемент ресурса по отдельности и вместе можно использовать на занятиях. Причем, создав и реализовав как отдельную дидактическую игру, так и в качестве самостоятельного элемента, в свободной и совместной со взрослыми деятельности.
Описание эффектов достигаемых при использвании продукта
3) В ходе работы площадки XIV Петербургского международного образовательного форума 27 марта 2024 года на семинаре-практикуме «Инновации и современные технологии в дошкольном образовании: от идеи к практике» представлен доклад «Метод шестиугольного обучения в интеграции познавательного и физического развития дошкольников».
Возможные сложности при использовании ИОП и пути их преодоления
№ | Риски | Меры по нейтрализации |
1. | Недостаточная компетентность педагогов по организации развивающей образовательной деятельности с использованием новых элементов, содержащихся в ОИР «Навигатор «3 Н» | Организация самообучения и наставничества более опытных педагогов в сфере организации образовательной деятельности |
2. | Многообразие интернет-ресурсов, позиционирующих себя как специализированные, оказывающие методическую и дидактическую помощь в данном направлении | Научно-методические материалы Продукта, развитие компетентности в данных областях.Встреча с авторами и их консультации при необходимости |
3. |
Занятость родителей, нежелание идти на контакт |
Широкое информирование родителей, в том числе, с использованием наиболее популярных интернет-платформ и мессенджеров. |
Аналоговый анализ, включающий перечень материалов (продуктов), аналогичных представляемому; сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом; выводы
Презентация ИОП