ИНТЕГРИРУЕМЫЙ РЕСУРС РАЗВИВАЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Интегрируемый ресурс: Ресурс, который изменяется посредством обновлений – добавлений, изъятий, замен, перемещения текста, данных, страниц и т. п., которые не публикуются отдельно, а объединяются с существующим ресурсом и превращаются в новое единое целое. ГОСТ Р 7.0.100– 2018 пункт 3.3.5 

                                                                                  АННОТАЦИЯ

Интегрируемый ресурс развивающего оценивания образовательного процесса в цифровом формате (далее – ЦИР) разработан педагогами-практиками государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения (ГБДОУ) №35 Невского района Санкт-Петербурга в рамках осуществления инновационной деятельности. Материалы постоянно актуализируются, дорабатываются и корректируются на основе практического опыта.

Он посвящен вопросам оценки качества образовательного процесса в ГБДОУ (ДОУ) на основе SMART-принципов управления в образовании для проведения педагогическим коллективом мониторинга динамики развития воспитанников и своей собственной деятельности с опорой на рефлексию и самооценку. Уделено внимание теоретическим и практическим аспектам проблемы, отражен реальный опыт и достижения.

ЦИР включает разработанные формы диагностического и аналитического инструментария, методические рекомендации по использованию данных руководителями ГБДОУ, описание организации взаимодействия, в том числе, в рамках внутриорганизационного обучения.

Интегрируемый ресурс предназначен сотрудникам дошкольных образовательных организаций, внедряющим инновационные технологии мониторинга в логике развивающего оценивания образовательного процесса в дошкольном образовании (ДО).

                                                                                    СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Анкета руководителя
Анализ эффективности использования ресурсов
Сводный анализ основных показателей профессиональной деятельности педагогов
Сводная аналитическая таблица динамики достижений детей по саду 
Сводная аналитическая таблица по результатам диагностики реализованных мероприятий
      (педагогическая рефлексия и самооценка реализованной деятельности)
ПРАКТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Раздел 1  
  Проблемно-исследовательский
  1.1 Карта анализа мероприятий    
  1.2 Карта динамики достижений детей группы    
     
  1.4 Анкета портфолио дошкольника    
  1.5 Адаптационный лист ребенка    
Раздел 2
Методико-дидактический 
2.1 Психолого-педагогические игры по направлениям развития ребенка
2.2 Подробные критерии динамики развития ребенка по направлениям
2.3 Рекомендации по работе с одаренными детьми
  2.4 Внутриорганизационное обучение    
  2.5 Опыт наших педагогов    
Раздел 3     
  Рефлексивный раздел
  3.1 Портфолио группы    
  3.2 Самоанализ активности участия в жизни ГБДОУ     

 

                                                                                   ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА

Согласно ГОСТу Р 7.0.100 – 2018 (п. 3.3.5) продукт, представляемый на конкурс, является интегрируемым ресурсом, так как «изменяется посредством обновлений – добавлений, изъятий, замен, перемещения текста, данных, страниц и т. п., которые не публикуются отдельно, а объединяются с существующим ресурсом и превращаются в новое единое целое».

Он опирается на системно-комплексный подход в проведении мониторинга. Включает пакет материалов (в цифровом формате) оценивающей, диагностических направленности с методическими материалами, описанием процедуры, инструментария, показателей, критериев и индикаторов оценивания, а также поддерживающими иллюстративно-дидактическими разработками.

Основные принципы, на которых создана система:

  • - взаимообусловленность полученных результатов и ключевой цели мониторинга с учетом затраченных усилий и ресурсов;
  • - соответствие критерию оптимальной достаточности, простоты использования, минимизации затрат: материально-технических, человеческих и временных;
  • - функциональная взаимосвязь всех элементов на основе SMART -принципов.

Итоги мониторинга представляют собой комплекс аналитических данных двух уровней (управленческого и педагогической самооценки) на основе методов объективного оценивания (качественный и количественный анализ) и субъективного (самоанализ деятельности и удовлетворенности).

Показатели, индикаторы и шкалы зависят от среза исследования.

Процедура проведения мониторинга включает два уровня: управленческий и практико-педагогический.

Управленческий уровень оценивания включает несколько направлений исследования, которые системно взаимосвязаны:

  • «Анкета руководителя» позволяет осуществить оценку эффективности выполненной работы функционирования ГБДОУ;
  • Анализ эффективности использования ресурсов;
  • Сводный анализ основных показателей профессиональной деятельности на основе педагогической рефлексии проведенных мероприятий;
  • Результаты педагогической диагностики, подтверждающие уровень достижений развития и образования дошкольников;
  • Результаты педагогической рефлексии и самооценки реализованной деятельности.

Цель: определить степень выполнения и целесообразность работы для совершенствования качества ДО. В основе, управленческий подход к оценке деятельности по планированию, организации, анализу, диагностике, контролю выполнения (при необходимости, введению коррекционных воздействий) с целью реализации управленческих решений в рамках актуального нормативно-правового поля и программно-методического обеспечения.

Практико-педагогический уровень оценивания аккумулирует материалы в трех разделах, фиксируя изменения за определенный период времени. Они свидетельствуют о приобретенных умениях, навыках и компетенциях по проведению мониторинга динамики развития воспитанников ДОУ и оценивания качества образовательного процесса, его эффективности на основе педагогической рефлексии и самооценки.

Раздел 1. «Проблемно-исследовательский» включает материалы оценочно-аналитической работы педагогов в ходе мониторинга. В формате Excel отражается работа: с картой анализа мероприятий (1.1.); с картой динамики развития детей группы (1.2.); а также индивидуальный маршрут развития ребенка (1.3); анкету портфолио дошкольника (1.4.); адаптационный лист ребенка (1.5.).

Раздел 2. «Методико-дидактический» содержит материалы методической направленности, позволяющие педагогу проводить педагогические действия для повышения эффективности образовательного процесса ДОУ. Он содержит: комплект психолого-педагогических игр по направлениям развития ребенка с четким описанием согласно ФГОС (2.1); представлены подробные критерии динамики развития ребенка по направлениям (для оценки динамики процесса – подраздел 2.2.); рекомендации по работе с одаренными детьми (2.3.); материалы для осуществления внутриорганизационного обучения (2.4.), включая «Методические рекомендации для руководителей ГБДОУ по использованию результатов мониторинга динамики развития воспитанников ДОУ как инструмента, управляющего качеством реализации образовательной программы дошкольного образования», описание деятельности в области наставничества в ГБДОУ и др.; а также раскрывает достижения и опыт наших педагогов (2.5.).

Раздел 3. «Рефлексивный» предлагает материалы по организации процесса самооценки Портфолио группы (3.1.) и самоанализ активности участия в жизни ГБДОУ (3.2.). Содержит сведения, позволяющие сделать выводы о качестве и эффективности образовательного процесса:

  • - для функционирования ГБДОУ с точки зрения создания условий дальнейшего прогресса всех участников образовательных отношений;
  • - полноты выполнения задач мониторинга с учетом сложности в проведении процедур и элементов оценки динамики развития воспитанников, определения важности проделанной работы, соотнесения затрат усилий и средств с полезностью полученных результатов, включенности законных представителей дошкольников;
  • - адекватности реализуемых процессов и процедур для достижимости основной цели (четкости процедур, простоты оценивания, сбалансированности оценивания, возможности регулярного отслеживания, вариативности, открытости и публичности, сравнимости показателей, соответствия принципам: достаточности и оптимальности, комплексности, системности, логичности, последовательности).

Электронная форма интегрируемого ресурса удобна и проста. Она экономит время и позволяет формировать итоговые материалы для составления самоанализа учреждения.

Представленные решения позволяют, анализируя итоговые показатели, влиять на повышение функциональности, качества и эффективность образовательного процесса в ГБДОУ. Они опираются: на актуальную нормативно-правовую и научную базу; использование методов анкетирования для прямого анализа и сравнительного оценивания; самооценку выполненной работы и удовлетворенности ею, а также факторный анализ выявленных проблем в виде аналитических выводов.

Все элементы интегрируемого ресурса взаимодополняют друг друга и способствуют успешной организации образовательного процесса в ДОУ.