Тревожный ребенок
ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА:
- Высокий уровень притязаний.
- Часто ожидание неблагополучия со стороны окружающих, страх отрицательно оценки.
- Чувствительны к своим неудачам.
- Могут отказаться от выполнения сложной деятельности.
ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ |
|
Неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви. |
|
Состояние тревоги у детей может порождаться отсрочкой подкрепления. |
|
При неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера. |
|
Детская тревожность может быть следствием симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей. |
|
Если ребенок чрезмерно зависим от тревожного состояния матери |
Работать с тревожностью мамы |
Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, так же является одной из причин тревожности. |
|
Условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка. |
|
Плохая приспособленность ребенка. |
Важно учить самостоятельности в бытовой сфере |
Расхождение между местом, фактически занимаемом в коллективе и положением, которое ребенок стремится занять. |
|
КАК ПОМОЧЬ ТРЕВОЖНОМУ РЕБЕНКУ
ИГРЫ НА СНЯТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ
- Рисование, лепка без оценки взрослого. Ребенок рисует, взрослый рядом или у взрослого своя работа
- Совместное рисование, лепка:
- На одном листе бумаги одновременно
- На одном листе бумаги. Один начинает, другой продолжает
- На одном листе бумаги молча
- Рисунок настроения.
- «Ласковый мелок». Рисование на спине. Один рисует, другой отгадывает
- «Скульптура»:
- Ребенка, который ничего не боится
- Ребенок, который всем доволен
- Ребенок, который выполнил сложное задание
- «Добрый - злой», веселый – грустный»
- «Бревнышко». Родители стоят лицом друг к другу на небольшом расстоянии. Ребенок между ними. Ребенок занимает позу стойкого оловянного солдатика. Важно, чтобы ребенок не прогибался в спине. Руки ребенок складывает на груди. Родители легко толкают ребенка от одного к другому. Ребенок как «бревнышко».
- «Качели». Ребенок ложится в покрывало. Родители с двух сторон поднимают покрывали и легко покачивают ребенка.
ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ КАК ОСНОВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
- Группирует предметы по цвету (основные цвета), величине (сравнительной), форме (шар, куб, призма, цилиндр).
- Умеет расположить предметы в порядке увеличения и уменьшения (большой - поменьше - маленький).
- Выполняет задания с ориентировкой на два свойства одновременно (например: "Дай большой красный шарик, а теперь - маленький красный шарик!").
- Самостоятельно находит и применяет орудия для достижения цели (использует другую игрушку, чтобы достать закатившийся мячик).
- Выполняет несложное конструирование из кубиков, действуя по сюжету игрового замысла (домик для петушка, стульчик для матрешки).
- Вкладывает плоскостные и объемные фигуры в отверстия соответствующих форм (доски "Сегена", "занимательная коробка" и др.).
- Может найти предмет по картинке.
- Находит по образцу и правильно называет предметы красного, зеленого, желтого цвета.
- Ориентируется в семи цветах спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Находит предметы этих цветов по образцу по просьбе взрослого.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ
Пассивная речь
- Имеет большой словарь понимаемых слов (в 5-8 раз превышающий активный словарь).
- Может с интересом, длительно слушать чтение или рассказы взрослого, не подкрепленные показами картинок, иллюстраций.
- Проявляет интерес к сказкам. Демонстрирует запоминание путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий.
- Просит повторять любимые сказки, стихи, песенки.
Активная речь
- Ребенок имеет достаточный активный словарь (называет предметы и их части, действия и качества предметов (машина, у машины колеса, руль, машина едет, гудит и т. п.).
- Владеет грамматическими категориями разговорного языка. Составляя предложения, изменяет слова по родам, числам и падежам.
- Способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками (обращается с просьбой, привлекает внимание вопросами и ждет на них ответа).
- Говорит простыми, связными фразами. Может употреблять небольшие сложноподчиненные предложения (например, "Видел пожарную машину, когда шел в детский сад" и др.).
- Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Имеет до 1500 и более слов в своем активном словаре.
СИМВОЛИКО-МОДЕЛИРУЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сюжетно-отобразительная игра
- Сюжетно-отобразительная игра перешла в сюжетно-ролевую: копирует действия близких, выступает в роли мамы, папы, няни.
- Берет на себя роль, отражая профессии людей в социуме.
- Использует предметы-заместители (кормит куклу с палочки и др.).
- Проявляет инициативу для подбора необходимых аксессуаров для игры, используя подручные средства и предметы быта (крышка от кастрюли - руль, деревянная ложка - телефон и т. п.).
- Любит изображать животных. Старается передать их образы в жестах и движениях.
Изобразительная деятельность
- Создает простейшие композиции из мазков, пятен, штрихов, линий. Возникают простейшие изображения (домик в виде полукруга; машина - квадратик; линия - дорога и т. п.).
- Владеет приемами лепки: раскатывание (колбаски), сплющивание (тарелочки, блины); круговые движения (яблочки, шарики и т. п.).
ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ (ЗДОРОВЬЕ)
Психическое здоровье
- Преобладает уравновешенный тонус поведения в общении со взрослыми и детьми.
- Понимает свое место в кругу сверстников и в семье: не только называет себя по имени, но и использует местоимение "я".
- Правильно реагирует не только на слова "можно" и "нельзя", но и "надо".
- Проявляет умение немного подождать, потерпеть (активное торможение).
- Может заниматься безотрывно до десяти и более минут.
- Имеет глубокий сон и активное бодрствование.
- Обладает хорошим аппетитом.
- Контролирует физиологические отправления. Самостоятельно пользуется туалетом (под контролем взрослого).
- Знает свои туалетные принадлежности (полотенца, расческа и др.), и место, где они должны храниться.
Физическое развитие
- Владеет основными движениями (ходьба в разных направлениях, с перешагиванием).
- Выполняет бег в разных направлениях и к цели.
- Может непрерывно бегать в течение 30-40 секунд.
- Выполняет прыжки на месте и с продвижением вперед.
- Воспроизводит простые движения по показу взрослого.
- Способен выполнять простые ритмические движения под музыку.
- Любит подвижные игры. В игре выполняет имитационные движения, беря на себя роль зайчика, мышки и др.
- Скатывается с горки на санках.