Основные нарушения в дошкольном возрасте
НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ до 1 ГОДА
- Отсутствие «комплекса оживления» (диагностируется в 4 месяца).
- Задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения эмоций (например, отсутствие улыбки, которая в норме возникает в 3 месяца).
- Неадекватная реакция на действия взрослого (например, плач в ответ на поглаживание действия матери).
- Апатия и равнодушие ребенка в ситуации взаимодействия с другим человеком
- Отсутствие ситуативности эмоций.
- Невротическая привязанность к матери
НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ до 2-х ЛЕТ
- Отсутствие эмоционального заражения (например, плач или смех, когда вместе со всеми).
- Высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения, которое в норме у ребенка должно быстро появляться и быстро исчезать.
- Отсутствие четко дифференцированной эмоциональной реакции на различных людей (в норме страх чужих людей, привязанность к близким).
- Отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек.
- Боязнь безопасных предметов (не больших, не колких). В целом осторожность не свойственна маленьким детям.
- Эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете (например, игрушке)
- Депрессия, длительность которой не адекватна силе воздействия (например, шлепок повергает ребенка в длительное эмоционально-негативное состояние).
НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ до 3-х ЛЕТ
- Неспособность сопереживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений (отсутствие эмоциональной децентрации)
- Неспособность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего близкого или симпатичного (отсутствие эмоциональной синтонии);
- ребенок не испытывает вины (отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции, осознание «Это я сделал»)
- Неспособность способностью эмоционально возвращаться в прошлое.
- Неразвитость внутреннего плана действия.
- Множество негативных эмоций и навязчивых страхов ребенка.
- Появление состояния гнева по незначительным поводам, после аффективной разрядки ребенок плакать, испытывать чувство вины (повышенная аффективная возбудимость).
- Нарушение сна.
- Плач.
- Страхи.
- Агрессивность.
- Сосание пальца.
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА МАМЫ С МАЛЫШОМ:
- Излишняя принципиальность матери (особенно у мальчиков).
- Отсутствие у матери непосредственности в выражении чувств.
- Когда мать (часто по молодости) еще не испытывает чувства материнства.
- Эмоциональное неприятие матерью каких-то нежелательных с ее точки зрения черт характера или типа темперамента.
- Недостаточно активная роль отца в семье (особенно у девочек).
- Эмоциональная ревность матерью дочери по отношению к отцу.
- Ревность между детьми (когда их двое и более в семье).
ФАКТОРЫ НЕВРОТИЗАЦИИ РЕБЕНКА:
v «Перекладывание» собственных неразрешенных проблем на ребенка
v Обвинение родителями ребенка в том, чем виноваты сами.
v Разрыв между словом и делом.
v Непонимание своеобразия развития личности ребенка, его кризисов.
v Непринятие ребенка.
v Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям ребенка.
v Негибкость родителей по отношению к детям
v Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни ребенка.
v Непоследовательность в требованиях и в обращении с ребенком.
v Несогласованность отношений между родителями.
v Избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства.
v Эмоциональная несдержанность.
v Тревожность в отношении с ребенком.
v Доминантность в отношении с ребенком.
v Отношения с ребенком имеют слишком «правильный» характер без учета индивидуальных особенностей ребенка.
v Недоверие к возможностям ребенка, их формирующемуся жизненному опыту.
v Недостаточная отзывчивость, или нечуткость, невнимательность родителей к ребенку.
v Противоречивость в отношении к детям.
|
Домашнее задание: v Понаблюдать и сделать запись в дневник, как ребенок эмоционально реагирует на людей (знакомых и незнакомых/ взрослых и детей)
v Проводить игры на определение эмоций (с карточками, фотографиями, зеркалом)
v Проводить игры на телесный контакт с ребенком
|