Основные нарушения в дошкольном возрасте

НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ до 1 ГОДА

  1. Отсутствие «комплекса оживления» (диагностируется в 4 месяца).
  2. Задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения эмоций (например, отсутствие улыбки, которая в норме возникает в 3 месяца).
  3. Неадекватная реакция на действия взрослого (например, плач в ответ на поглаживание действия матери).
  4. Апатия и равнодушие ребенка в ситуации взаимодействия с другим человеком
  5. Отсутствие ситуативности эмоций.
  6. Невротическая привязанность к матери

НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ до 2-х ЛЕТ

  1. Отсутствие эмоционального заражения (например, плач или смех, когда вместе со всеми).
  2. Высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения, которое в норме у ребенка должно быстро появляться и быстро исчезать.
  3. Отсутствие четко дифференцированной эмоциональной реакции на различных людей (в норме страх чужих людей, привязанность к близким).
  4. Отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек.
  5. Боязнь безопасных предметов (не больших, не колких). В целом осторожность не свойственна маленьким детям.
  6. Эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете (например, игрушке)
  7. Депрессия, длительность которой не адекватна силе воздействия (например, шлепок повергает ребенка в длительное эмоционально-негативное состояние).

НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ до 3-х ЛЕТ

  1. Неспособность сопереживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений (отсутствие эмоциональной децентрации)
  2. Неспособность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего близкого или симпатичного (отсутствие эмоциональной синтонии);
  3. ребенок не испытывает вины (отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции, осознание «Это я сделал»)
  4. Неспособность способностью эмоционально возвращаться в прошлое.
  5. Неразвитость внутреннего плана действия.
  6. Множество негативных эмоций и навязчивых страхов ребенка.
  7. Появление состояния гнева по незначительным поводам, после аффективной разрядки ребенок плакать, испытывать чувство вины (повышенная аффективная возбудимость).
  8. Нарушение сна.
  9. Плач.
  • Страхи.
  • Агрессивность.
  • Сосание пальца.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА МАМЫ С МАЛЫШОМ:

  1. Излишняя принципиальность матери (особенно у мальчиков).
  2. Отсутствие у матери непосредственности в выражении чувств.
  3. Когда мать (часто по молодости) еще не испытывает чувства материнства.
  4. Эмоциональное неприятие матерью каких-то нежелательных с ее точки зрения черт характера или типа темперамента.
  5. Недостаточно активная роль отца в семье (особенно у девочек).
  6. Эмоциональная ревность матерью дочери по отношению к отцу.
  7. Ревность между детьми (когда их двое и более в семье).
ФАКТОРЫ НЕВРОТИЗАЦИИ РЕБЕНКА:
v  «Перекладывание» собственных неразрешенных проблем на ребенка
v  Обвинение родителями ребенка в том,  чем виноваты сами.
v  Разрыв между словом и делом.
v  Непонимание своеобразия развития личности ребенка, его кризисов.
v  Непринятие ребенка.
v  Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям ребенка.
v  Негибкость родителей по отношению к детям
v  Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни ребенка.
v  Непоследовательность в требованиях и  в обращении с ребенком.
v  Несогласованность отношений между родителями.
v  Избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства.
v  Эмоциональная несдержанность.
v  Тревожность в отношении с ребенком.
v  Доминантность в отношении с ребенком.
v  Отношения с ребенком имеют слишком «правильный» характер без учета индивидуальных особенностей ребенка.
v  Недоверие к возможностям ребенка, их формирующемуся жизненному опыту.
v  Недостаточная отзывчивость, или нечуткость, невнимательность родителей к ребенку.
v  Противоречивость в отношении к детям.

Домашнее задание:

v  Понаблюдать и сделать запись в дневник, как ребенок эмоционально реагирует на людей (знакомых и незнакомых/ взрослых и детей)
v  Проводить игры на определение эмоций (с карточками, фотографиями, зеркалом)
v  Проводить игры на телесный контакт с ребенком